29 октября, 2014

Что такое телевидение сегодня?

Автор: admin

Безусловно интересный вопрос…

Когда-то вождь мирового пролетариата написал замечательные слова:«Важнейшим из всех искусств для нас является кино!»

Почему так? Этот вопрос с детства не давал мне покоя…

Почему не книга — источник знания, а именно кино?

И только став взрослой и окончив психологический факультет, я нашла ответ на этот вопрос.

Более 90% информации, поступающей в мозг человека, причем по большей части поступающей неосознанно, — проходит через нашу способность видеть.

Другими словами визуальный канал восприятия информации является самым продуктивным.

Далеко не все, что проникает в мозг человека через глаз, осознается человеком и тут открываются огромные возможности по насаждению необходимой информации толпам людей. При этом они даже не будут подозревать, что с ними происходит.

Вот в каком смысле говорил Ленин о важности киноискусства.. Он, конечно, не был профессиональным психологом, но он был прирожденным психологом (иначе ему вряд ли бы удалось поднять массы в едином порыве на преобразование общества), он интуитивно понимал, как важно показать зрителю пример для подражания с экрана кинотеатра.

Но тогда еще не было телевидения, которое в настоящее время является главным манипулятором и главным властителем дум миллионов и миллионов людей.

К сожалению мы и сейчас не вполне осознаем, каким удивительным могуществом над человеком обладает экран телевизора.

Мы часто удивляемся тому, что происходит с обществом — нашим российским или с соседним украинским, или с любым другим. При этом мы не соотносим происходящее в обществе с телевизионной программкой, с тем, какие фильмы и какие толк-шоу транслируют по ТВ, с тем, что утверждают герои этих толк-шоу и сериалов, какие образцы поведения они собой являют.

Но законов природы, законов психологии восприятия никто не отменял, да и не в силах отменить — и все, показанное на экране, через определенное время выходит на улицы наших городов и сел как наш быт и наша мораль.

Нельзя отрицать, что в том, какие ценности и какую мораль исповедует общество в определенные временные промежутки, значительна роль именно телевидения.

Прослеживается вполне объяснимая связь между засилием на экране низкопробных сериалов типа «Универ» или «Воронины» и отсутствием у подрастающего поколения интереса к классической литературе и грамотному письму.

«А зачем?«- рассуждают молодые люди, — «если на экране прекрасно существуют сексуально озабоченные барышни и малообразованные молодые люди. И все они прекрасно себя чувствуют и преуспевают»

Откуда молодое да уже и средневозрастное поколение будет знать историю своей страны, если исторические качественные фильмы давно уже не показывают по телевизору, так как телевизионная сетка забита низкопробными толк-шоу с вечно орущими и неслушающими друг друга головами и дешевыми фильмами, финал которых можно предсказать уже в первой серии фильма?

Кстати очень хочется особо остановиться на толк-шоу, так как они дают образцы поведения для всей страны. Смотря на орущие головы депутатов и психологов, приглашенных в качестве экспертов на эти толк-шоу, невольно задаешься вопросом: ну если эти, с позволения сказать, эксперты так безобразно ведут себя в студии, крича и перебивая друг друга, то что же можно сказать об общем уровне культуры в таком обществе? Если эксперты не уважают себя и своего собеседника, то что можно сказать о простых гражданах, приехавших из какой-нибудь Тмутаракани, чтобы предстать на суд этих господ?

Второй очень значимой проблемой современного телевидения является бесконечная трансляция негатива во всех его возможных вариантах.

Создается впечатление, что работникам, отвечающим за составление программы, дано специальное задание по введению всей страны в состояние глубочайшей депрессии, непрекращающегося страха и ненависти ко всем и ко всему.

Видимо люди, работающие на ТВ, не думают о том, что если выпить весь флакон с лекарством в один прием, лекарство превратится в яд. Вот тот же яд старики и молодежь ежедневно принимают в больших дозах с экранов телевизоров…

В психологии восприятия информации весьма значимую роль играет рамка, в которой подается то или иное событие.

Фреймирование или оформление рамкой — один из базовых приемов манипуляции сознанием как одного человека, так и масс людей. Телевидение, как известно, влияет индивидуально на каждого и одновременно работает с массами.

В этом контексте очень важно в какой рамке подаются новости. Ведь одно и то же событие, представляемое телезрителю, может вызывать у него даже противоположные чувства в зависимости от подачи и интерпретации новости.

В современном телевидении меня лично как специалиста в области восприятия информации задевает еще один момент: это умение пользоваться словом — журналиста. репортера, ведущего толк-шоу, ведущего конферанс какой-либо развлекательной передачи. Огорчает неграмотное использование слов, неудачный подбор слов для подачи той или иной информации, в чем-то отсутствие психологической компетентности в области использование слов.

Все больше и больше я убеждаюсь в необходимости введения курсов «Психология слова» на журналистских факультетах…

Ведь слово — это та рамка, которая делает картинку, воспринимаемую рецепиентом — зрителем, слушателем.

Вот пример из сегодняшнего дня: журналисты одного издания написали: «Рейтинг Путина упал впервые за последние месяцы». Сравните с » по мнению Левада-центра рейтинг Путина упал на 2%»…Как говорится, чувствуете разницу?

Или из вчерашних новостей: «эвакуатор задавил пассажира» — так было написано в одном информационном источнике. Но, как известно, эвакуаторы не бегают за пассажирами  с целью их задавить. Поэтому грамотнее было бы написать » пассажир попал под эвакуатор».

И в первом и во втором примере вроде бы говорится об одном и том же событии, но восприятие этих фраз абсолютно отличается одно от другого.

И что же такое современное телевидение в контексте всего изложенного в этом небольшом эссе?

Телевидение — это мощный манипулятор человеческим сознанием, это инструмент создания нужных настроений в обществе, инструмент формирования общественных ценностей и общественной морали. Это та дудочка, с помощью которой один маленький мальчик смог заставить целое полчище мышей идти в нужном ему направлении..

Такова сила телевидения…

Но чем значительнее сила, тем значительнее и ответственность тех, кто управляет этим искуссным гипнотизером и волшебником, этим ларцем, из которого может появиться абсолютно все на потребу публике…

На потребу публике.. Именно так только и может работать коммерческое телевидение. И тогда уровень зрелости общества определяет уровень подачи материала на ТВ даже, если там будут работать суперобразованные специалисты высокой культуры…Им ничего не останется делать, как фабриковать низкопробные материалы, так как для коммерческого ТВ спрос определяет предложение… А спрос большинства никогда не отличался особым разнообразием.

Но может быть и другое телевидение… Это телевидение, думающее о будущем своей страны, о воспитании подрастающего поколения, о ценностях общества… И в этом случае именно ТВ продюсеры задают планку, формируют вкус, освещают малоизвестные события из истории  своей страны и других стран, заставляя общество реагировать на эту информацию, обсуждать ее, тем самым невольно вовлекаясь в процесс познания и осознания…

Так что я бы сказала так: телевидение на распутье между коротким результатом (прибылью) и длинным результатом (формированием здорового общества).

Лично мне нравятся слова, сказанные В.В. Путиным:» Ну надо же смотреть за горизонт» и я присоединяюсь к ним.

Share Button